Ургантвагонзавод: политическая сатира на ТВ

19.06.2011

Невиданная дерзость Первого канала: Иван Ургант в своем ночном шоу начал откликаться на актуальные политические события. И даже по примеру "Гражданина поэта" иногда переходит на стихи:

Мы пришли сегодня рано на Уралвагонзавод, А навстречу да с охраной к нам начальник наш идет. Говорит он нам: "Броня будет литься без меня, Президент меня назначил - исключительно ценя, Стынет нынче цех кремлевский, не хватает там огня". Он поправил галстук новый, на прощание вздохнул, И умчав в рассвет багровый, нам мигалкою мигнул. Мы остались на заводе, нам совсем не скучно тут, Потому что всех нас вроде скоро в Кремль переведут.

Ургант выглядел очень довольным, зачитывая вирши под названием "Письмо рабочих Уралвагонзавода" и явно ощущая себя фрондером.

Видимо, на Первом канале это проходит по разряду "политическая сатира": "Мы - за смех, но нам нужны подобрее Щедрины. И такие Гоголи, чтобы нас не трогали".

Впрочем, Ургант регулярно себе "позволяет". Позвал к себе в гости Олега Табакова. Информационный повод - грядущая театральная премьера с его участием. Но о ней - два слова. Потом еще два слова о театральном дебюте младшего сына мхатовского худрука. Потом - о маленьких зарплатах театральных артистов и необходимости приработка, ради которого порой артисты пускаются во все тяжкие. И тут-то Иван, явно имея в виду выступление Машкова на съезде "Единой России", на секунду достает из кармана фигу, ради которой, видимо, и позвал Табакова: "А можно произнести пламенную речь на съезде правящей партии". Ведущий и гость радостно хохочут. За сим интервью с мастером заканчивается, не успев начаться. Табаков с явным облегчением покидает студию: слава богу, не пришлось комментировать "пламенную речь" ученика, а тем более - говорить о собственном участии в предвыборной кампании Путина. И Ургант доволен - имеющий уши да услышал, как он на мгновение "зажег".

Или - о чудо! - приглашает он к себе в студию Михаила Ефремова, участника самого громкого сатирического проекта сезона "Гражданин поэт". Информационный повод - "похороны" проекта. Из короткого разговора, во время которого и ведущий, и гость больше ерничают, нежели говорят о культурном и политическом событии года, зрители Первого канала вряд ли могут что-то понять. И вот кульминация беседы. Ургант, ликуя, объявляет: "А вот мы на Первом канале не боимся ничего и сейчас покажем огромный кусок..." И действительно, показывает. Ровно один кадр. "Я не люблю Максимова и Эрнста", - говорит Ефремов. Конец сюжета. И снова Ургант довольно хохочет, а Ефремов понимающе усмехается: допустимая фронда. И на том спасибо.

Эти ургантовские политические штучки именно для тех, кто понимает, для тех, кто в теме и в тренде. Типа, ребята, не требуйте многого, чем могу... А стихи Абая Кунанбаева, прочитанные на языке оригинала, - разве не мужественный поступок? А как бы случайно упомянутый в ходе веселого трепа Удальцов - разве не гражданский подвиг? А фраза "Мы решили помочь Кремлю - Первый канал часто это делает" - разве не крамола?

Документальный фильм "Гражданин поэт. Прогон года", премьера которого состоялась на минувшей неделе в кинотеатре "Пионер", на главных телеканалах страны, разумеется, не появится (хотя "Коммерсант-ТВ" его показал именно в день премьеры). Режиссер Вера Кричевская вместе с главными героями нашумевшего проекта - Андреем Васильевым, Михаилом Ефремовым и Дмитрием Быковым - рассказывает в фильме о том, как рождался "Гражданин..." и какое влияние оказал на общественные настроения.

Фрагменты репетиций и концертов "...поэта" монтируются с фрагментами тех событий, которые вдохновляли Быкова и компанию на острые скетчи. "Свобода лучше, чем несвобода" - звучит фраза из исторического уже выступления президента Медведева, и зал кинотеатра "Пионер" смеется, расставаясь с собственными иллюзиями. А десятки других залов страны, где побывали с гастролями авторы "Гражданина поэта", а вместе с ними и съемочная группа фильма, с восторгом им внимают, освобождаясь от собственных страхов.

Лица зрителей, слушающих стихи Быкова в исполнении Ефремова, - отдельная и прекрасная песня. Словно это какая-то другая страна, разительно отличающаяся от привычной страны, ржущей над примитивными шутками "Аншлага". Примечательно, что афиша концерта "Гражданина поэта" в Зимнем театре Сочи соседствует с афишей Петросяна. Это и есть, по сути, зримый образ двух разных стран. В финальных кадрах фильма "другая страна" с белыми шарами и лентами, заразившись от "Гражданина поэта" вирусом внутренней свободы, льется нескончаемым потоком по морозной Якиманке под стихи Быкова.

А бедный Ургант - ни там ни сям. Его "фиги в кармане" непонятны традиционной телевизионной аудитории, ждущей от "ящика" чистой развлекухи, и слишком осторожны и убоги для аудитории, приобщившейся к подлинной политической сатире "Гражданина поэта". И на елку влезть, и не уколоться сегодня уже никак не выходит - недаром скукожился еще недавно казавшийся актуальным и даже прорывным "Прожекторпэрисхилтон". Его основные зрители ушли в своем гражданском развитии далеко вперед, и стеб ведущих по поводу ЖКХ, ГИБДД и министра спорта Мутко уже не кажется им верхом остроумия и гражданской смелости.

Традиционное ТВ, бесконечно дуя на воду, трагически не поспевает за меняющимися настроениями той аудитории, которую оно больше всего мечтает привлечь к себе. Той аудитории, которую с легкостью завоевал "Гражданин поэт" без всякого ТВ, опровергнув старый постулат: мол, то, что не показывают по телевизору, не существует вовсе. "Вечерний Ургант" идет по ТВ каждый вечер. А толку?