Петербург: во что превратили Летний сад?

24.07.2011

Вай-фай, скульптуры из искусственного мрамора и фальшивые птицы - таким стал Летний сад Три года и три миллиарда рублей - 28 мая после долгой реконструкции открывается Летний сад. Он стал неузнаваем. Генерального подрядчика не раз обливали грязью и обмазывали медом. Одни говорят, что специалисты ООО "Профиль" проделали огромную работу, другие - что огромную, но ненужную: в Летнем саду понаставили новоделов, и в городе появилась нарядная пустышка, лишенная исторической ценности.

Журналистов встречают согнутые в три погибели таджики, они пилят, красят, подметают и тратят последние копейки из двух с третью миллиардов рублей - именно столько вбухали в реконструкцию Летнего сада. Непохоже, что работа близка к завершению.

Первое, что бросается в глаза: Летний сад перестал быть диковатым и тенистым. Все чистенько, светленько, стерильно. Изрядная доля очарования утрачена, но это ничего, так и было задумано.

"Исчезли своды, которые мешали проникновению солнечных лучей для нижнего яруса растительности, - говорит Сергей Ренни, заведующий Летним садом. - Каждое дерево исследовано, излечено, подкормлено! Одной только корневой подкормки - 70 тысяч скважин, минеральные удобрения поступают корням деревьев. Альпинист-профессионал проводил обрезку сухостойных ветвей, плюс ветвей, которые мешали дальнейшему развитию дерева, работой с земли руководил профессиональный дендролог".

Вдоль дорожек идут уродливые зеленые заборы. Их уберут, но лишь через несколько лет, когда разрастутся шпалерные липы - они станут естественной, живой оградой. Липы купили в лучшем питомнике Германии. Каждый квадратный метр нового Летнего сада сочится потраченными деньгами.

Самое дорогое - скульптуры. 700 миллионов рублей. Они ослепительно белые. Очень чистые. И абсолютно фальшивые. Копия!

"Скульптуры Летнего сада, приобретенные по просьбе Петра в Италии, к 2008 году превратились в паноптикум, - говорит Евгений Солдатенков, заведующий отделом реставрации Русского музея. - У кого пальца не было, у кого других частей тела. Сохранность удручающая. Прежде, чем были сделаны копии, мы отреставрировали все скульптуры, они сейчас все перемещены в Инженерный замок. То, что сейчас стоит в Летнем саду, сделано из мраморной крошки и полиэфирной смолы. Они очень прочные, по цвету и качеству не уступают оригинальному материалу".

Впрочем, об оригиналах вообще говорить не приходится. "Подчеркнуть регулярный характер Летнего сада и показать его былую парадность" - таков, по словам Сергея Ренни, был основной замысел. Фонтаны, шпалеры, боскеты, оранжерея, птичник. В 1780 году, когда наводнение все это смыло, Екатерина Великая повелела "все работы прекратить как затратные для казны". Умная была женщина.

"Никакой реставрации Летнего сада не произошло, была реконструкция, осуществленная против законодательства, поскольку на памятниках такого класса реконструкция запрещена, - говорит Александр Марголис, председатель петербургского общества охраны памятников. - Отрадное обстоятельство - нам, совету по культурному наследию, удалось остановить 30% новоделов. Если бы они воплотили все, что хотели, эта штука оказалась бы посильнее "Фауста" Гете. Да она и сейчас... Немалые деньги расходованы в полном объеме, а реставрация как таковая еще не начиналась - вас ведь не пустили в Летний дворец? И не пустят туда никого, даже Путина. Потому что дворец находится в критическом состоянии. Денег на его реставрацию нет. Такая же картина с Чайным и Кофейным домиками, да и Невская ограда не отреставрирована, там просто новодельное звено поставили. Причем большая часть новоделов сделана по аналогам, по воображению и фантазии авторов".

Самое удручающее - фонтаны. Пышные и жалкие, как на даче у анекдотического нового русского. Хотя утверждается, что фонтаны выполнены "по аналогам 18 века". То ли материал взяли подешевле, то ли аналоги какие-то не такие, то ли просто не место фонтанам в обновленном Летнем саду. Даже самое красивое седло не смотрится на корове.

"То, что сделано в Летнем саду, никакого отношения к реставрации не имеет, это строительство театральной декорации! - говорит архитектор Михаил Мильчик. - Это реконструкция облика Летнего сада на первую четверть 18 столетия. Уместно в виде макета, для любителей старины, но делать это на подлинном памятнике - преступно. Ничего подлинного в новом Летнем саду нет, есть лишь представления авторов о том, каким был Летний сад когда-то. Строительство оранжереи, зверинца, боскетов лишают сад многих характерных черт, появившихся значительно позже - например, исчезла прозрачность. Раньше из него было видно и Фонтанку, и Марсово поле. Замену подлинных статуй копиями можно было бы оправдать, но их надо было делать из настоящего мрамора, вот на что стоило бы потратить эти деньги... Сейчас в саду всего 26 строений. Из них новоделов - 18. Печальный финал того, что мы привыкли называть ленинградской школой реставрации".

Зато в Чайном домике будет вай-фай. Зато в кустах прячутся динамики, из которых на волю хрипло рвется Вивальди. Зато в клетках поселятся искусственные птицы - по научному они называются "обманки". Хорошее, подходящее слово.