Украинские артисты страдают от музыки в ресторанах

21.03.2012

Предприниматели стали охотней платить за использование музыки в развлекательных заведениях. Но отечественным музыкантам и продюсерам полагается лишь пятая часть этих средств.

В феврале украинские парламентарии в первом чтении одобрили законопроект, предусматривающий ряд изменений в законодательство Украины в сфере авторского права и смежных прав. В частности, речь идет об ужесточении криминальной и административной ответственности в случае нарушения авторских и/или смежных прав. И украинская музиндустрия, и зарубежные правообладатели рассчитывают, что благодаря такому подходу в 2011-м сборы роялти(платежей за право пользования объектами права интеллектуальной собственности)резко возрастут.

«Международный альянс интеллектуальной собственности поставил перед Украиной задачу снизить уровень «публичного пиратства» с 90% до 50% уже к концу этого года.

Выполнить такое задание можно лишь при условии принятия положений законопроекта No.6523. Именно поэтому в его поддержку уже высказались наиболее влиятельные организации в сфере музиндустрии, а также украинские исполнители и продюсеры», говорит директор Ассоциации музыкальной индустрии Украины Игнат Бережной.

В прошлом году Украинская лига музыкальных прав собрала 5,8 млн. грн. Это на это порядок больше, чем в прошлые годы. В самой Лиге отмечают, что количество предприятий, готовых платить за легальное использование музыкального контента, с каждым годом увеличивается. «Все больше предпринимателей, которые используют в коммерческой деятельности своих заведений фонограммы, начинают понимать, что музыка - это тоже товар, и за публичное использование нужно также платить, как за электроэнергию и воду. Владельцы заведений отлично понимают, что без музыки им не обойтись: она помогает им увеличить количество клиентов, увеличить продажи и прочее», - считает директор лиги музыкальных прав Алексей Гуменчук.

Между тем, в Ассоциации музыкальной индустрии Украины отмечают, что не последнюю роль в увеличении сборов роялти отыграло реформирование самой системы платежей: в стране был внедрен принцип «единого окна». «Очень важно, чтобы владелец развлекательного заведения или торговой точки знал, что уплатив роялти одной конкретной организации, он защищен не только от административных штрафов или криминального преследования, но и от потенциальных претензий артистов или музыкальных продюсеров. До этой реформы случались ситуации, когда в одно заведение в течение дня приходило три организации, и каждая из них просила уплатить ей «за все 100% музыкального репертуара». Из-за этого хаоса между 2003-м и 2009-м годами темпы сборов росли очень медленно», - объясняет директор Ассоциации Игнат Бережной.

Именно вопрос доверия к системе - один из ключевых факторов для роста отчислений. Ведь плата за легальное использование музыки не так уж велика: согласно постановлению Кабмина №71 от 2003 года, сумма отчислений должна составлять 1% от дохода заведения. «Из 10 грн., которые посетитель заплатил за чашку кофе, лишь 10 коп. пойдут исполнителям и производителям фонограмм. Более того, при учете некоторых факторов, таких как прибыльность, характер использования фонограмм, вид деятельности, сумма роялти может быть уменьшена при согласовании с правообладателем», - говорит Алексей Гуменчук.

Впрочем, несмотря на небольшие суммы сборов, предприниматели пока не горят желанием легализовать музыкальные произведения в своих торговых и развлекательных заведениях. Сегодня роялти оплачивают примерно 10% предприятий, использующих в своей деятельности музыкальные фонограммы. «Остальные продолжают заниматься публичным пиратством и нарушают авторские и смежные права», - констатируют в Лиге. Даже по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, объемы сборов роялти в этой в сфере в Украине достаточно низкие. «Во Франции и Германии собирают по €37 млн. в год, в Нидерландах - €45 млн. В скандинавских странах - Норвегии, Финляндии, Дании - сборы достигают €10 млн. в год. Их быстро догоняют страны «новой Европы» - в Польше собирают уже 5 млн., а в Чехии - 4 млн.», - говорит директор Ассоциации музиндустрии. По разным оценкам, украинский рынок должен приносить музыкальным правообладателям около 25-30 млн. грн. в год.

Сегодня же украинский рынок может похвастать не суммами сборов, а всего лишь европейским подходом к распределению роялти среди музыкантов и продюсеров. «Никто не стал выдумывать велосипед. Механизм распределения такой же, как в аналогичных организациях Европы. Базовый принцип: чем больше раз фонограмма использована в эфире отечественных ТРК, тем выше ее рейтинг. Соответственно, она зарабатывает больше денег», - объясняют в Ассоциации музиндустрии Украины.

Однако этот механизм, который за границей считают «единственно правильным и справедливым», не очень радует представителей украинской музиндустрии. «Действительно, 99% рестораторов и владельцев магазинов не в состоянии дать точную оценку тому, что играет в их заведениях. Исключение составляют узкоспециализированные заведения, например, джаз-клубы, которые могут дать полный список прокручиваемых произведений. В обычном же кафе или баре уследить, где был поставлен диск, где радио включили, а где телевизор просто невозможно. Поэтому делается сводный чарт плей-листов, и по нему все выплачивается», - говорит Дмитрий Прикордонный, директор Коалиции исполнителей и продюсеров Украины. Однако украинских артистов в этих плей-листах всего 20%. Так что распределение роялти в зависимости от частоты появления в теле- и радиоэфире приводит к тому, что от всей суммы сборов украинские артисты и производители фонограмм в итоге получают лишь пятую часть.

Среди отечественных исполнителей больше остальных в 2010 году повезло Ирине Билык, группам «Океан Эльзы», ВИА «Гра» и «Паре Нормальных». Именно их, по данным Украинской Лиги музыкальных прав, больше всего слушали в украинских кафе, барах и ресторанах. «Наши артисты чудесно понимают всю важность сборов за публичку в структуре их доходов. Ведь это один из их единственных стабильных источников доходов, благодаря которым артистам и их продюсерам можно планировать творческую деятельность», - отмечает Дмитрий Прикордонный.

Так что и украинская музиндустрия, и зарубежные правообладатели рассчитывают на приятие законопроекта, который позволит значительно повысить уровень сборов в наступившем году. Тем более, что позитивная динамика есть: если в 2007 году было собрано 1,7 млн. грн., то в последующие два года сумма ежегодно вырастала еще на миллион. И уже в прошлом году сборы за использование музыки в развлекательных заведениях достигли 5,8 млн. грн, пишет Comments.UA.