Новое русское открытие немецкого классика: "Brahms.RU" в Москве

29.02.2012

Мартовская афиша классической музыки в Москве пополнилась в нынешнем году ещё одним ярким событием. Монографический музыкальный фестиваль «Brahms.RU», посвящённый музыке последнего немецкого романтика, пройдёт в зале Центра Павла Слободкина на Арбате.

Музыка Йоганнеса Брамса, признанного современниками гением в Европе, в России до сих пор стоит особняком. Начало тому положил Пётр Чайковский - хорошо известно, что, несмотря на личную дружбу, немецкого коллегу он не жаловал - считал сухарём. В этом Чайковский не прав, - музыка Брамса не менее эмоциональна, чем того же Петра Ильича, просто выражены эмоции другим языком, без привычной нам широты и крайних форм проявления чувств - от ликования до отчаянья, от смертельной тоски и обратно, к всепоглощающему торжеству.

Иногда безо всякой причины. Брамс отсутствием мотивации при выражении эмоций не страдал - музыка его логически выстроена, глубока и при том так же красива.

У Чайковского и Брамса гораздо больше общего, чем принято думать и говорить. Вероятно, Чайковский об этом всё же догадывался, хоть и терзался непониманием феноменального триумфа германского коллеги. Брамс ничем подобным не страдал, к своим творениям относился с самоиронией - он вообще был гедонистом, а русского коллегу искренне, по-русски любил - в Гамбурге водил по кабакам, в музыкальном мире Европы оказывал всяческое протеже. Показательно, что самого Петра Ильича при жизни нередко упрекали в «немецкости», а если дать послушать Адажио Брамса из его Третьей симфонии или побочную партию Первого фортепианного концерта человеку, неравнодушному классике, но не слишком эрудированному, и попросить называть композитора, он скорее всего назовёт автором Чайковского. Проверено.

Нынче Брамса исполняют много и часто, отношение же к его музыке нередко до сих пор полярное - либо восхищаются, либо отрицают, ссылаясь на непонимание. Те, кто принял, становятся адептами: вероятно, к ним относятся и организаторы нынешнего фестиваля. Он продлится более чем на месяц, - с 1 марта по 2 апреля. Исполнительский уровень музыкантов, представленных организаторами, поднимает высокую его планку - в концертах примет участие целая плеяда звезд классической музыки, среди которых скрипачка Алёна Баева, пианисты Павел Нересьян и Пётр Лаул, скрипач Граф Муржа, струнный квартет Rusquartet. Соответствует ему и программа - лучшие камерные и инструментальные сочинения немецкого композитора

Откроет фестиваль коллектив, более 20 лет носящий имя композитора - ансамбль московской филармонии «Брамс-трио» (Наталия Рубинштейн, Николай Саченко, Кирилл Родин) и пианист Павел Нерсесян, который выступит в сопровождении Оркестра Центра Павла Слободкина под управлением дирижёра Ильи Гайсина. В их исполнении прозвучат H-dur'ное трио, Второй фортепианный концерт, а также популярнейшие венгерские танцы, которые станут праздничным завершением каждого из фестивальных вечеров.

Станет ли фестиваль традицией - покажет время. Для этого, кроме фигуры крупнейшего классика, с которым ушла и благородная чувственная эпоха XIX века, он должен обрести и своё лицо, наполнившись новыми воплощёнными идеями. Сейчас она видится лишь в популяризации музыки - как ни странно, но и она нужна, поскольку даже для профессиональных музыкантов, окончивших консерваторию, Брамс нередко остаётся Terra incognita. Classica.FM поддерживает начинание, выступив генеральным информационным партнёром фестиваля «Brahms.RU».

Все концерты фестиваля начнутся в необычное время - 21.00, так что для москвичей пробки не должны стать препятствием на пути к искусству. А для жителей других городов и тех, кто не сможет посетить Центр Слободкина в эти дни, организованы и онлайн-трансляции всех событий фестиваля.

Центр Павла Слободкина имеет великолепный концертный зал, открытый в 2003 г. в историческом центре Москвы на Старом Арбате. Это находка для слушателей, ценящих комфорт и современность. Роберт Шуман, лучше и раньше всех уловивший суть брамсовского дарования, сказал, что «Грации и Герои» стояли у его колыбели. В самом деле, сложно найти композитора, который как в выражении интимных интонаций, так и грандиозных фресок был сам себе равновелик. Роскошный Концертный зал Центра Павла Слободкина, камерный и одновременно величественный и торжественный, как никакой другой подходит для исполнения брамсовских сочинений.

Евгений Бойко