Ник Кейв возвращается со своим проектом Grinderman

15.11.2011

В сентябре на прилавки возвращается Ник Кейв со своим отвязным проектом Grinderman, Underworld пытается завоевать более молодую аудиторию, но рискует потерять старых поклонников, а барабанщик Radiohead Филип Селвэй опустошает загашники и вываливает на слушателей несколько прекрасных песен.Grinderman – «Grinderman 2»Первая пластинка проекта Ника Кейва Grinderman вышла три года назад. Тогда он удивил всех тех, кто списал маэстро грязнейшего гаражно-психоделического блюза со счетов. Кейв отрастил усы и в буквальном смысле размолол в мелкий порошок скептиков и собственный имидж исполнителя богоугодных баллад на фортепиано. Короче, дал жару, тряхнул порохом в пороховницах и показал, какие гипнотические пляски до сих пор творятся на живых концертах The Bad Seeds.В общем, до поры до времени никто не ожидал продолжения, да и усы Володька, простите, Кейв все-таки сбрил.

Затем как гром с ясного неба на авторитетных музыкальных ресурсах появилась совершенно дикая промо-фотография чернокожей девицы с оранжевыми волосами, а чуть позже – клип на песню «Heathen Child» авторства австралийца Джона Хиллкоата («Дорога», «Предложение»), который был незамедлительно удален со многих ресурсов с формулировкой «порнография», а многие из тех, кто успел его посмотреть, решили, что кое-кто на старости лет окончательно спятил.Даже если это предположение верно, вторая пластинка проекта Кейва, кажется, даже лучше первой, что неудивительно – с таким-то стажем. Это по-прежнему среднетемповый гипнотизирующий блюз, грязный настолько, что после пластинки, как утверждает Pitchfork, сразу же хочется в душ. Звук выстроен с большой тщательностью, выдумкой и отсылкой к гаражным панк-группам 1960-х, а иногда, забредая на территорию краутрока, намекает на незаурядный кругозор продюсера. Да, сейчас эти песни и впрямь напоминают не классических The Bad Seeds, а бунтарскую ипостась Кейва – The Birthday Party, что в очередной раз подтверждает один из законов диалектики , закон отрицания отрицания. К тому же, Кейв, кажется, опять отрастил усы.Philip Selway – «Familial»Филип Селвэй – еще один выходец из чрезвычайно популярного рассадника паранойи и мизантропии под названием Radiohead (первым, напомним, был гитарист Джонни Гринвуд, написавший саундтреки для «Песни тела» и «Нефти»), решивший, что его материал достоин того, чтобы быть выпущенной под собственным именем. Более того, он ударник группы, а много ли вы знаете поющих ударников по имени Фил? Селвэй, слава Богу, не Коллинз. У него очень приятный тембр, нисколько не напоминающий нервический фальцет Тома Йорка, трогательные лирические песни, чересчур оптимистичные для того, чтобы вписаться в номерной альбом группы. Ура, он не злоупотребляет барабанами и перкуссией, что сделал бы на его месте любой другой дорвавшийся ударник. Его песни, тихие, по максимуму интимные и исполненные достоинства, напоминающие произведения Ника Дрейка и шотландцев Belle & Sebastian, отличает полное отсутствие пафоса и претенциозности, чего обычно не прощают профильные издания. Так и вышло: Pitchfork упрекает Селвэя в излишней деликатности, а рецензент BBC считает, что поклонники Radiohead потеряют терпение, слушая эту пластинку. Впрочем, кажется, самого Селвэя – даром, что он самый старший в группе – все эти разговоры мало волнуют. Подписавшись на британский инди-лейбл Bella Union – приют для таких команд, как Midlake, The Czars и The Dears, он просто выпустил великолепные фолк-песни, не дававшие ему покоя все 25 лет служения на благо Radiohead. «Familial» если не одна из лучших, то, по крайней мере, одна из самых симпатичных своей скромностью и умиротворением запись в этом году.Royksopp – «Senior»«Senior» – четвертый альбом норвежского дуэта с названием «Гриб-дождевик». Он перекликается с их предыдущей работой «Junior», выпущенной в прошлом году и довольно тепло встреченной критикой. Сами музыканты хотели выпустить обе пластинки вместе, с незначительным временным интервалом, но испугались, что мрачные атмосферные инструменталы «Старшенького» испортят продажи хитового и светлого «Младшего». Опасения были не напрасны. Вообще сама идея выпуска полностью инструментального альбома теми, кто в своих хитах использовал вокал Эрленда Оя (Kings of Convenience) и Карин Дрейер Андерссон (The Knife), выглядит немного странно. Да и с названиями песен на этот раз норвежцы несколько переборщили – «Алкоголик», «Наркотик», «Страх». Есть на пластинке и проблески, напоминающие о «старых добрых Royksopp» – треки «Forsaken Cowboy» и «Coming Home». Но в целом новая запись скорее удручает, хотя и не всех. К примеру, BBC считает этот диск «возможно, лучшим электронным альбомом года».Underworld – «Barking»Эпиграфом к рецензии хочется поставить строки команды Че Данс, написанные еще в середине 90-х: «Странное дело творится, чем объяснить непонятный феномен?Мир сходит с ума, мир в руинах дымится, только стабильно одна процветает танцевальная музыка». Весьма уместная цитата. К сожалению. К 30-летию группы (теперь дуэта) ими, «пионерами стадионного техно» и «исследователями подсознания при помощи полулегальных средств», был выпущен шестой (если не считать два первых гитарных диска) студийный альбом. И тут, кажется, впервые за это долгое время (хотя неудачные периоды бывали и раньше), следует признаться: пригласив уйму именитых помощников (от дабстеп-звезды Applebim до интересного драм-н-басс-артиста High Contrast с остановками и долгими перегонами по заснеженной равнине коммерческого хауса под управлением Deep Dish и Пола Ван Дайка), дуэт потерял собственное лицо. То, за что уважали Underworld: им всегда удавалось держаться на плаву, но в то же время в стороне и чуть сверху, они всегда держали нос по ветру и руку на пульсе, но никогда не позволяли моде и коммерции помыкать собой. Этот альбом, скорее всего, повергнет в уныние старых поклонников группы, что, впрочем, не отменяет тот факт, что теоретически он может привлечь новых поклонников – того же коммерческого транса, например.Chromeo – «Business Casual»Канадский дуэт Chromeo легко мог бы затеряться среди подобных им реаниматоров восьмидесятнического диско и синти-попа, если бы не их чувство юмора и стиля. Чисто визуально радует сочетание интеллигентного еврея и гопника в мешковатом прикиде рэпера. Музыкально же – тут просто праздник для ностальгирующих по 80-м. 80-е, с их дурным вкусом во всем, с начесами, варенками и джинсовыми куртками, здесь никогда и не кончались. «Business Casual» – уже третий альбом дуэта, который, судя по всему, ожидает участь его предшественников: постоянная прописка в сумках диджеев, в чартах радиостанций, отличающихся хорошим вкусом, в саундтреках молодежных фильмов и компьютерных игр.

Денис Шлянцев