На самом ли деле музыкальная индустрия переживает спад?

25.02.2012

Вы такое наверняка слышали: музыкальная индустрия никому не нужна. Продается все меньше альбомов, прибыли падают, выпускают только дерьмовую музыку, все вокруг воруют музыку. Сервисы, распространяющие музыку по подписке, проваливаются, RIAA судит фанатов музыки, в главных лейблах огромные сокращения кадров, исполнители не продают музыку и не зарабатывают... пластинка доиграла.

Проблема только в том, что почти все вышесказанное – ложь. Хуже того, эти аргументы бьют по самим артистам и по музыкальной индустрии.

В действительности же сейчас происходит много «правильных» процессов.

Насколько нам известно, большинство обвинителей пиратства даже не представляют, что продажи музыки сейчас на подъеме – выросли больше чем на 50% с 2006 до 2009 года.

Для того, чтобы это узнать, не надо копаться в секретных утечках, достаточно взглянуть на показатели агенства Нилсена:

(для краткости я просто буду приводить заголовок и несколько пунктов со ссылкой на собственно отчеты, где можно ознакомиться с ситуацией более детально)

Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2006 год

Продажи музыки в США за 2006 год превышают 1 миллиардРост всех музыкальных продаж по сравнению с 2005 годом превысил 19%Продажи цифровых записей по сравнению с 2005 годом выросли на 65%

Полный отчет за 2006 год можно найти здесь

Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2007 год

Продажи музыки в США за 2007 год превышают 1,4 миллиардаРост всех музыкальных продаж по сравнению с 2005 годом выше 14%Продажи цифровых записей составляют 23% от общего объема

Полный отчет за 2007 год можно найти здесь

Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2008 год

Продажи музыки в США за 2008 год превышают 1,5 миллиардаРост всех музыкальных продаж по сравнению с 2007 годом выше 10%Общие суммы продаж музыки, продаж цифровых записей, виниловых пластинок вышли на новые стабильные уровни в 2008 годуПродажи цифровых записей составляют 32% от общего объема

Полный отчет за 2008 год можно найти здесь

Итоговый годовой отчет Нилсена по музыкальной индустрии за 2009 год

Продажи музыки в США за 2009 год выросли на 2,1% по сравнению с 2008 годомОбщие суммы продаж музыки, продаж цифровых записей, виниловых пластинок вышли на новые стабильные уровни в 2009 годуПродажи цифровых записей составляют 40% от общего объема американских продаж музыкиЗа десятилетие продано больше 10 миллиардов записей

Полный отчет за 2009 год можно найти здесь

Подводим итоги: за четыре года, с 2006 по 2009, продажи музыки выросли с рекордного показателя в миллиард до нового рекорда в полтора миллиарда. В эти показатели не включены многие другие продажи и источники дохода.

Здесь отсутствуют любые сделки, совершенные через сервисы с подпиской (Rhapsody и Mog). Нет и прибыли от сервисов, не вполне соответствующих условиям Digital Millennium Copyright Act (а это спутниковое радио, Pandora, LastFM, Jango, 8Tracks, Slacker и т.д.) В этих отчетах нет данных по прямым продажам групп, а также мерчендайзинговым поставкам (например, от продаж маек, бесплатных альбомов, идущих в нагрузку к другому товару по типу: купи Guitar Hero и получи альбом Soundgarden), онлайновым продажам через официальные сайты, продажам треков для Rock Band, прибылям с рекламы на YouTube и других аналогичных сайтов. В этих данных не подсчитаны даже прибыли от традиционных живых выступлений, выступлений на праздниках, stem sales, synchronization licenses, продаж рингтонов (последние, правда, подсчитаны – но в отдельных отчетах Нилсена), авторских отчислений, подписок фан-клубов и многого другого.

Все это приносит прибыль. И если эти деньги добавить к официальной статистике, показатели будут запредельными.

Реальность такова, что:

Сейчас на музыке зарабатывает больше музыкантов, чем когда-либо в истории.Музыка стала стоить дешевле, но артистам достается больше денег.Больше людей, чем когда-либо в истории, слушают музыку, ей обмениваются, ее покупают, на ней зарабатывают, ее воруют и просто заняты в этой сфере.У артиста больше возможностей привлечь внимание, стать известным и обеспечить свою жизнь музыкой, чем когда-либо в истории планеты.Благодаря современным технологиям артисты могут сами распространять музыку, находить слушателей и исполнять свои мечты, независимо от чьих-либо решений.Большая часть музыки сейчас создается и распространяется вне рамок «традиционной» системы.

И повторю еще раз: продажи музыки на подъеме...

Но если статистика Нилсена доступна и считается достоверной, почему у всех сложилось впечатление, что продажи музыки и прибыли падают? Ответ прост: потому что падают продажи альбомов и соответственно разовые прибыли (как от CD, так и от скачиваний). Продажи растут, потому что люди покупают отдельные песни. Прибыли падают, потому что песня стоит 99 центов, а физический диск — 16,98 долларов, и их-то продают куда меньше.

Влияние всего это просто потрясающе:

Во-первых, любители музыки покупают больше и у разных лейблов.Во-вторых, несмотря на то, что стоимость продажи музыки падает, прибыль у самостоятельно распространяющего свою музыку артиста сейчас примерно равна тому, что обычно исполнитель зарабатывает, подписав контракт с лейблом.В-третьих, вся финансовая модель лейблов (как она выглядела с 60-х годов, по крайней мере) была выстроена вокруг продаж полных альбомов на физическом носителе. Следовательно, меньше зарабатывать стали именно такие лейблы (ну и артисты, подписавшие с ними контракты).

Позвольте объяснить. Пищевая цепочка в музыкальной индустрии выглядела так. Дистрибьютор продает CD в магазин за оптовую цену (скажем, 10$). Магазин ставит диск в продажу за 16,98 и зарабатывает 6,98. Дистрибьютор берет себе 20% оптовой цены (два доллара в нашем случае) и отдает восемь долларов лейблу.

Группа, подписавшая контракт с крупным лейблом, могла ожидать отчислений в размере 1,40-1,70 долларов с каждого диска. Эти авторские отчисления выплачивались исполнителю, если тот приносил прибыль большую, чем выставленные лейблом в изначальном договоре суммы. Большинству не удавалось.

Сравним эту ситуацию с самостоятельным распространением через iTunes – через TuneCore: исполнитель получает 7$ с каждого альбома, проданного за 9,99$, и 70 центов с каждой 99-центовой песни. Продав за 1,98$ всего две песни в iTunes, исполнитель получает столько же денег, сколько за стандартный CD за 16,98$. Исполнитель продает цифровой альбом за 9,99$ и зарабатывает на 500% больше, чем группа, подписавшая контракт.

Цены упали для потребителя, но исполнитель, сам распространяя музыку, зарабатывает больше.

Джефф Прайс