Музыканты возрождают игру на охотничьих рогах

28.02.2012

Эти именитые музыканты играют на рогах – прототипах охотничьих труб. В колонном зале бывшего дворца графа Разумовского в Петербурге такая музыка звучала более 200 лет назад. После 100-летнего забытья коллектив «Русская роговая капелла» возродил эту традицию. Чтобы издавать чистые звуки, нужна не только хорошая техника - важно и внутреннее состояние исполнителя. [Сергей Песчанский, художественный руководитель коллектива]: «Нам нельзя уподобляться тому, что в русских народных сказках изображают отрицательные герои - они выдувают из себя: соловьи-разбойники, кикиморы. Вот этого нельзя делать, а противоположное этому – создать внутри себя колокол и держать свою ноту».

Роговая музыка была изобретена в XVIII веке Марешом - дирижером гофмаршала Семена Нарышкина, директора придворных театров. И состоял первый оркестр из четырех охотничьих рогов - валторн. Позднее музыка стала популярной. К примеру, уже в XIX веке личный роговой оркестр императора Александра I имел более 300 рогов. Но в начале ХХ века интерес к этому явлению полностью угас. В 2001 году музыкант Сергей Песчанский делает попытку возрождения. Он исследует музейные экспонаты, сохранившиеся документы, обращается к специалистам. [Сергей Песчанский, художественный руководитель коллектива]: «На заводе музыкальных инструментов сказали, что ничего не получается, ничего не понимаем. Я послушал, посмеялся, подумал: ну уж такой примитивный инструмент-то можно и самим создать».  Первый инструмент создатель «Русской роговой капеллы» выполнил из бумаги. С его формой Сергей Песчанский тоже экспериментировал. В результате историческую конструкцию рога с загнутым концом заменили на прямую - для простоты в изготовлении. Затем коллекция была усовершенствована, и сейчас в арсенале коллектива около 90 медных рогов. Каждый рог издает только одну ноту. [Федор Антонов, аранжировщик «Русской роговой капеллы»]: «У нас есть такие произведения, где приходится играть даже 6 нот. Сегодня в концерте будет до 5-ти рожков. Мы расписываем партитуры, специально так комбинируя рожки, чтобы каждый музыкант успевал играть несколько нот». Репертуар у музыкантов разнообразный. Это фанфарная, духовная музыка и даже оперы. На концерт пришли и постоянные поклонники роговой музыки, и те, кто ничего подобного не слышал. [Марина Новикова, зритель]: «Я впервые услышала роговую музыку. Она меня очень впечатлила, и я подумала, что на пленере, просто на воздухе она бы просто божественно звучала. Мне понравилось, особенно в сопровождении голоса или трубы».  [Светлана Абдуллина, директор музея «Выборгский замок»]: «Прекрасное впечатление. Я это все вижу в Выборгском замке. Во время концерта примерялась к нашим экстерьерам, интерьерам. И там это будет замечательно, естественно». Коллектив «Русская роговая капелла» дал уже более 700 концертов. За 10 лет существования коллектива музыканты побывали в 16 странах. В прошлом году они ездили по приглашению папы Римского в Ватикан.