Музыкальное обозрение: итоги 2011 года

26.06.2011

«Рок умер!» – кричат все в последние лет 10-15 и они, по-своему, но правы. Рок как музыка протеста не может существовать в застойные периоды развития государства. Именно такой период и был в России последнее десятилетие – в путинский застой.

Рок перековался в коммерческую музыку (кто не перековался – тот умер) и именно поэтому ему и определили смерть как диагноз. Но эти процессы происходили, если говорить о поп-рок-музыке – т.

е. известных и признанных во всей стране музыкальных коллективов, влияющих и способных влиять своим творчеством на огромное количество граждан. Но мы, националисты, в первую очередь, с вами прекрасно знаем о таком живом организме, который наоборот - развивался в застойный период. Так как национальное сопротивление с 00-ых годов пережило настоящее восстановление и оживление, то и музыка национального сопротивления была одним из передовых пропагандистских орудий этого сопротивления. Речь о музыке правой сцены – RAC.

В середине нулевых правая музыкальная сцена переживает сильнейший подъем за свою историю, начиная с 90-х. Целая плеяда групп, начиная с топовых и до сих пор пользующихся популярностью, заканчивая группами, которые рождались на свет, чтобы выкрикнуть пару своих гимнов, начинают появляться, чтобы сформировать новые молодежные популярные тренды жизни во благо нации и страны. Все нулевые правая сцена все больше и больше старалась выйти из под негласных запретов и прессинга, начать проводить открытые концерты, чтобы влиять еще на большую молодежную аудиторию. Попытка выйти из субкульутры так и не увенчался успехом, что привело к системному кризису всю правую сцену. Прессинг, под которым находилось все национальное сопротивление в эти года (а музыкальная сцена нацсопротивления - его составляющая часть) этого не позволял. Апофеоз и вершина развития правой музыкальной сцены можно назвать концерт на Болотной площади 4 ноября 2009 года, когда перед многотысячной правой аудиторией выступили «Коловрат» и «Хук Справа».

С начала 2010 года репрессивный госаппарат еще с большим рвением начал наносить удары по национальному сопротивлению: были запрещены практически все правые общественно-политические организации, а правая музыка стала официально признаваться экстремистской, активно попадая в список Минюста. Группы, которые еще давали новый музыкальный продукт, уже в это время не давали публичных концертов – т.е. существовали только в виртуальном пространстве. Новых альбомов стало выходить крайне мало. Хотя конец 2010 года в виде акции на Манежной площади и дал толчок к пробуждению всему российскому гражданскому обществу, но, к сожалению, не стал таковым в развитии музыки правой сцены. «Манежные гимны» мы так и не услышали. Но Манежка дала другой толчок, так необходимый не только национальному сопротивлению, а российскому гражданскому сопротивлению вообще. Именно Манежка, я считаю, предвещала собой будущие акции на Болотной и Сахарова.

Публичная же рок-музыка (поп-рок) пока еще заявляла громко о своей смерти – а сбор рок-музыкантов с Медведевым под руководством Макаревича показал России безальтернативность лоялистского развития рок-сцены в России. Это было в октябре 2010 года, а уже в октябре 2011 года Макаревич, почуяв новые альтернативные тренды, напишет сатирическую песню про Путина. Альтернативу им всем дал Шевчук со своими «Я - Юра, музыкант». Сначала Шевчук начал выходить на акции протеста. Тогда это выглядело большим прорывом либеральной оппозиции – к ним вышел свежий ньюсмейкер. Это сегодня после проспекта Сахарова мы говорим свое фи Кудрину, выбирая, кто будет вещать перед гражданским обществом на многотысячных акциях протеста путем голосования в интернете. Год-два назад о таком можно было только мечтать и фантазировать. Так вот, сначала Шевчук вышел на пару акций протеста, потом сказал свое «Юра - музыкант» Путину на встрече с ним, и пошло-поехало… Музыку Шевчука последние два года можно назвать одной из самых интересных в своем развитии. Я действительно раньше Шевчука не слушал. Уважал, но не слушал. Последние годы слушаю активно и постоянно. А композиция «Свобода» достойна, чтобы ее назвать песней года и гимном гражданского общества в России: гимном Болотной площади, проспекта Сахарова. А год ранее за эту свободу высказались националисты на Манежке (не забываем про это).

Я ожидаю от 2012 года скачка в развитии рок-музыки, который дали ей в этом году Шевчук, Кинчев. Открытиями года также можно назвать Игоря Растеряева, Васю Обломова (кстати, его песню «С чего начинается Родина» также можно считать одним из лучших протестных и гражданских гимнов в 2011 году). Активно толкал музыку к более последовательной социальной роли Нойз МС и Ляпис Трубецкой. При огромной роли развития правого рэпа, королем которого является Бледный (а именно правый рэп заполнил тот пропагандистский вакуум, который образовался из-за недостатка творчества правой рок-сцены) поставить его в ряд с этими важными музыкальными событиями типа Шевчука все же нельзя. Бледный при всех своих плюсах не занимает публично политических и актуальных общественных позиций, поэтому, к сожалению, и не стал поэтом гражданских активистов вообще, а довольствуется признанием со стороны таких же по большей части аполитичных правых. Это его выбор. Но лично меня очень огорчает этот выбор, потому что не могу сказать, что Нойз МС устраивает меня в роли исполнителя актуальных настроений гражданского общества. Хочется там видеть больше правильных людей.

Из правой музыки в 2011 году могу выделить лишь непубличные формации: «Киборг» радует своим постоянством по обновлению творческого материала, нельзя не заметить появление новой формации «CG Bros», чем-то радовали «Bad to the Boneheаd». Вот и все. В следующем году очень жду реформации и нового толчка в развитии правой музыкальной сцены ввиду последних событий и изменениях российского общества - его тотального оживления.

Музыканты-ньюсмейкеры 2011 года: Шевчук, Кинчев, Растеряев, Обломов, Нойз МС, Ляпис Трубецкой.