Конкурс им. Чайковского представили Санкт-Петербургу

17.05.2012

23 марта в Концертном зале Мариинского театра состоялся брифинг, посвящённый XIV Международному Конкурсу им. П.И. Чайковского. Впервые в мировой музыкальной истории самый известный в мире российский музыкальный конкурс представили Санкт-Петербургу, сообщает Classica.FM.

О переносе части конкурса из Москвы, в которой он просуществовал в течение последнего полувека, стало известно чуть менее года назад. У Валерия Гергиева, председателя конкурса, в возникшей тогда острой полемике («Москва теряет Международный Конкурс им. Чайковского», 30 июня 2010) был решающий аргумент - закрытие Большого зала Московской консерватории на реконструкцию, срок окончания которой совпадал с началом конкурса практически день в день. Хорошо зная реалии строительных традиций, при которых ни сроки, ни бюджет как правило не выдерживаются, он не захотел рисковать, полагаясь даже на железную решимость ректора Московской консерватории Александра Соколова.

Соколову дурная слава реконструкции Большого театра, которая по аналогии пессимистично предрекалась с самого начала, была не нужна - он сам выпускник этой консерватории. Решимость подтвердилась результатом, для большинства скорее неожиданным, - нынче не остаётся сомнений в том, что отреставрированный Большой зал, без которого Конкурс Чайковского немыслим, откроется в срок и примет пианистов, как и все прежние годы. Северной культурной столице, тем не менее, в этот раз отошли две специальности - скрипка и сольное пение.

Воодушевление, которое испытывает Петербург в связи с тем, что ему выпала честь участвовать в проведении легендарного конкурса, бросается в глаза. Просьба Гергиева предоставить концертные залы нашла не просто одобрение, а настоящий восторг. Содействие Конкурсу в Санкт-Петербурге на всех уровнях самое горячее и живое - это было очевидно в речах и глазах ответственных лиц из филармонии, консерватории и Капеллы Санкт-Петербурга, где пройдут конкурсные мероприятия.

Разумеется, в Москве к нему тоже особое отношение - Конкурс им. Чайковского уже получил дополнительное финансирование, что позволило сформировать представительное жюри из первых лиц в мире классической музыки. Многие из членов жюри впервые будут в России; другие, как Анне-Софи Муттер, никогда ранее в жюри вовсе не участвовали.

Всё это важно организаторам в первую очередь для повышения репутации Конкурса, серьёзно пошатнувшейся в последние два десятилетия. Справедливость голосования и максимальная объективность оценок - залог уважительного отношения к нему в мире, а именно мировую значимость и требуется подчеркнуть при проведении нынешнего Конкурса. Сделать Конкурс по-настоящему международным - эту задачу считает главной руководитель рабочей группы по проведению американец Ричард Родзинский, который практически переселился в Россию, проведя здесь большую часть последних двух лет. Для этого и сформировано представительное жюри, введена новая система голосования, для этого конкурс проводится в двух городах, для этого привлекаются лучшие концертные залы.

Объективности ради стоит признать, что без Большого зала Московской консерватории Москва в отношении акустических концертных залов - современных, технически великолепно оснащённых, соответствующих уровню мировых музыкальных столиц сегодняшнего дня, на сегодняшний день очевидно уступает Санкт-Петербургу. Сцена Мариинского театра, его великолепного нового Концертного зала на ул. Декабристов подобному уровню, безусловно, соответствует - а именно такой статус и видит Валерий Гергиев единственно достойным Конкурса им. Чайковского.

Москве же уже сейчас следует задуматься о том, что если к 2015 году ничего не изменится, пятнадцатый конкурс, будучи проводимым в одной лишь Москве, заметно поблекнет на фоне предстоящего и может опуститься ступенькой ниже - так высоко поднимается планка сегодня. А Конкурс Москве будет возвращён - в этом уверяет Алексей Шалашов, представитель Министерства культуры. Новый акустический концертный зал Москве насущно необходим - километровые очереди за абонементами нового сезона Московской консерватории, неудовлетворённый ажиотажный спрос столичной публики на концерты классической музыки - лучший тому аргумент.

XIV Конкурс им. Чайковского уже побил несколько рекордов - на него подано 583 заявки из 50 стран мира. По результатам прошедшего отборочного тура к участию допущены 122 молодых музыканта из 25 стран. В составе жюри - Рената Скотто, Анне-Софи Муттер, Виктор Третьяков, Феруччо Фурланетто, Тереса Берганца, Елена Образцова, Николай Цнайдер и многие другие музыканты с мировым именем. Впервые в программу включены три специально заказанных для конкурса произведения - Концерты для фортепиано, скрипки и виолончели написали соответственно Родион Щедрин, американский композитор Джон Корильяно и польский классик авангардизма Кшиштоф Пендерецкий.

В Санкт-Петербурге Первый тур конкурса скрипачей начнётся 16 июня, второй - 20 июня в Малом зале им. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории. Финал, который состоится 27-29 июня, пройдёт в Большом зале Филармонии. Первый тур конкурса вокалистов начнётся 22 июня, второй - 26 июня в Академической Капелле Санкт-Петербурга. Финал пройдёт 29 июня в Концерном зале Мариинского театра.

Церемония награждения победителей пройдёт в Москве, филармоническом Концертном зале им. Чайковского 30 июня. Два больших концерта лауреатов состоятся 1 июня в Большом зале Московской консерватории и 2 июня в Концертном зале Мариинского театра.

Евгений Бойко