Как закалялись "Цеппелины"

15.08.2012

Издательство «Амфора» выпустило в свет «Молот богов» — биографию группы Led Zeppelin.

Как это ни странно, но до момента выхода «Молота...», принадлежащего перу американского журналиста Стивена Дэвиса, ни одной полноценной биографии LZ в России не было. Разве что в конце 1990-х появилась небольшая книга «Взлет и падение», где самыми интересными были переводы текстов группы, сделанные Ильей Кормильцевым. Большую главу посвятил «Цеппелинам» Сева Новгородцев в своих «Рок-посевах». Но ни блестящие переводы Кормильцева, ни неподражаемая ироническая интонация Новгородцева — не конкуренты 400-страничному «Молоту...

». Выпускник Бостонского университета, журналист Rolling Stone и The New York Times Дэвис четко интегрировался в процессы жизнедеятельности LZ и даже прокатился с группой в одном из самых ее масштабных туров летом 1973 года.

Как любая книга о великих, биография LZ cодержит немало важных и не очень важных моментов. Любопытнейшие истории вроде записи струнных партий для альбома Rolling Stones — Their Satanic Majesties Reguest — молодым басистом группы Джоном Полом Джонсом или участия в записи «цеппелиновской» песни Four Sticks вокалистки Fairport Convention Сэнди Денни действительно ценны. А вот количество доз кокаина, потребляемых в процессе концерта, или число девушек в гримерке Роберта Планта интересны сейчас разве что наркологам да женам музыкантов. Впрочем, без описаний веселого рок-н-ролльного угара, который в 1960-е только начинался, книга конечно же была бы неполной.

В распоряжении Дэвиса оказались уникальные материалы и респонденты, чьи часто весьма далекие от музыки воспоминания позволяют выстроить целостную картину. А точнее — хронику покорения мира компанией из четырех провинциальных британских мальчишек, влюбленных в блюз и наделенных фантастическим сочинительским и исполнительским даром. Подробности записи альбомов, описания инструментов и аранжировок, забавных (и не очень) ситуаций, откровения концертных менеджеров, звукорежиссеров, коллег, охранников, друзей и конечно же подруг медленно и верно рисуют извилистый маршрут одной из самых великих рок-групп мировой музыки. Особая роль отводится менеджеру LZ Питеру Гранту, чье неприятие канонов, помноженное на коммерческий гений, позволяло добиваться для LZ немыслимых благ — от получения 90% выручки с концерта до личного лайнера «Старшип».

Все свои взлеты и падения Led Zeppelin сумели пережить ярко и честно. Не изменив себе, даже когда на самом пике славы решили завершить свой полет. Потому что не стало Бонзо — барабанщика Джона Бонэма. Остальные члены экипажа плавно вписались в новые время и музыку, но не забыли свое первое имя, до сих пор звучащее как символ великих рок-н-ролльных побед.