Евровидение-2011: шведская хитрость русской сборки

20.04.2012

Публика и прежде разгадывала захватывающие ребусы — кто у кого “слямзил” и кто под кого “косит”. Но, как правило, “лямзили” в основном из “вечных ценностей” и у грандов, вроде шведской группы АВВА, ставшей после победы на “Евровидении-1974” всемирным хитом и классикой жанра. Отчасти это успокаивало и нас, считавших вторичность исключительным уделом отечественного попа и рока. И уже не было так обидно, что Юля Савичева в Стамбуле (2004) чем-то напоминала Аврил Лавинь, а группа Serebro в Хельсинки (2007) могла быть принята за Girls Aloud.

Зато теперь у нас большой праздник! Шведа Эрика Сааде можно уличить в коварном воровстве “мулек” и “фишек” не у какой-нибудь вечной АВВА, а у другого участника конкурса, да еще нашего — Алексея Воробьева.

Обвинение, конечно, выглядит болезненной конспирологией. Однако хочется возрадоваться: раз воруют — значит, ценят!

Канва назревающего скандала такова. Когда шведы выбрали на “Евросонг” прыгучего старлета Эрика Сааде с песней Popular и видеозапись номера появилась в Интернете, у многих, кто это увидел в России (в т.ч. в музотделе “МК”), возникло ощущение дежа вю. Ну, конечно! — церемония RMA-2007 (Russian Music Awards) на MTV! Стеклянный куб, из которого, “разбивая” стенки, выпрыгивает Алексей Воробьев. Он исполнял “пожарный” шлягер “Сейчас или Никогда” из саундтрека к фильму Павла Санаева “Нулевой километр” и впервые использовал исключительно кинематографический трюк, поставить который на концертной площадке весьма сложно. Желание таким же макаром пройти сквозь стекла высказывал Дима Билан, готовясь к приветственному выступлению на московском “Евровидении-2009”, но организаторы от греха подальше заменили стекло на бумажные стены. В общем, российское авторство трюка очевидно.

И вот — красивый Эрик Сааде смело воспроизвел аттракцион, придуманный четыре года назад командой Воробьева. Лишь мысль о том, что шведы далеки от русской попсы настолько же, как и Земля от альфы Центавра, не позволяла сразу и огульно развопиться на весь околоток: караул, обокрали! Но дальше Эрик начал танцевать, и чем больше затейливых па он выделывал ножками и ручками, чем старательнее дергал шейкой и головкой, тем отчаяннее вспоминалась старушка из трамвая, обворованная карманником Кирпичом. Привидением над Эриком витал образ г-на Воробьева — теперь уже из клипа Shout It Out. Финальная стойка на носочках а-ля Элвис Пресли поставила точку в череде изумлений — трудно поверить, что херр Сааде случайно оказался таким же восторженным поклонником короля рок-н-ролла, как и Алексей, который использует характерный жест в качестве фирменной “подписи” все пять лет своей карьеры.

Прежде чем придать сомнения огласке, мы позвонили в Стокгольм знающим людям и поделились наблюдениями. Как ни странно, они не удивились нашему “открытию”. Оказалось, что именно Shout It Out был тем клипом, который шведские промоутеры показали еще в прошлом году продюсеру Red One, искавшему (после Леди ГаГа, Шакиры, Иглесиаса и прочих “коллаборантов”) “свежее мясо” для собственного проекта. Эти случайные смотрины, как уже знают читатели “МК”, вылились в новый проект Alex Sparrow (Алекс Воробей), международная премьера которого, по сути, и состоится на “Евровидении-2011” в Дюссельдорфе с песней Get You.

— Когда в Швеции узнали, что Red One заключил контракт с вашим артистом, в профессиональной среде возникло подобие ажиотажа, — поделился собеседник, просивший в случае цитирования не упоминать его имени. — Всем стало интересно: что это за русский, который сразил самого Реда? Многие, как я знаю, специально лазили в Интернет. Возможно, и продюсеры Эрика взяли что-то на вооружение, не подозревая, что оба парня встретятся лицом к лицу на одном конкурсе. В этом вся ирония! Но открою еще одну “тайну” — здесь (в Швеции) есть люди, которые внимательно отслеживают музыкальный рынок “диких стран”, находят свежие идеи и используют их в международных проектах. Эта практика давно существует...

“МК”, разумеется, попросил Алексея Воробьева прокомментировать ситуацию. Однако артист не стал брызгать слюной и требовать расследования. “А мне не жалко! — сказал он. — Это очень круто, если и мы теперь влияем на мировые тренды!”. — “А уличить в плагиате?” — уточнил “МК”. “Не хочу никого ни в чем обвинять, — ответил Алексей. — Наоборот, для меня это лучший комплимент, раз меня цитируют в Европе! Я ведь тоже цитирую — того же Элвиса Пресли. А остальное покажет время”.

Тем интереснее, как встретятся на одной сцене в Дюссельдорфе 10 мая в первом полуфинале оригинал и его шведская копия…

Артур Гаспарян