Большой театр приступил к восстановлению акустики

24.01.2012

В Большом театре закончены работы по установке панелей из резонансной ели – главной составляющей акустики Зрительного зала, сообщает издание и классической музыке Classica.FM.

 «В ХХ веке из-за многочисленных переделок в Зрительном зале легендарная акустика во многом была утрачена, и ее восстановление стало одной из главных задач реставраторов. Наши мастера тесно сотрудничают с ведущими специалистами в этой сфере. Для участия в этом проекте мы привлекли лидера в области архитектурной акустики театральных и концертных залов – компанию «Мюллер ББМ», а исследования и акустические замеры проводились учеными ведущих российских научных институтов», – отметил официальный представитель директор Департамента по связям с общественностью Михаил Сидоров.

 Акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой акустическими панелями из резонансной ели.

По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, Зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия. Ради улучшения резонанса архитектор внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров: место того чтобы сделать потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать свойственного металлу чрезмерного резонанса. Оригинальная конструкция плафона-деки, выполненная из прямоугольных деревянных щитов и облицовка деревом каменных стен, способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

 За последние сто пятьдесят лет большая часть акустических панелей пришла в негодность – при обследовании Зрительного зала в мае 2009 года установлена утрата значительной части деталей из резонансной ели. Некоторые элементы панелей были заменены в советское время на фанеру. Акустические панели образуют «эффект звучания помещения» за счет усиления тембровой окраски издаваемого со сцены звука с одновременным «эхопоглощением».  Именно эти процессы, благодаря особым физико-акустическим свойствам резонансной древесины, формируют необходимые условия для лучшего восприятия звучания певческих голосов и музыкальных инструментов без искажения в весьма широком диапазоне частот и амплитуд. «Для отделки зрительного пространства была выбрана резонансная ель. Из такой древесины создаются инструменты для музыкантов. По нежности и тембровой окраске звучания этому природному материалу пока не найдено ни одного достойного заменителя, и вряд ли это будет сделано в обозримом будущем», – уточнил официальный представитель генподрядчика.

 Для восстановления недостающих элементов использовалась древесина, идентичная той, которую выбирали для создания панелей в XIX веке. Сложность в отборе материала заключалась в том, что дерево с подобными свойствами формируется лишь в определенных условиях у некоторых генетически обусловленных деревьев. Запасы этого природного материала сокращаются  в лесах не только России, но и всего мира.

 Реставраторам удалось создать новые акустические панели, полностью идентичные историческим. Это подтвердили сравнительные исследования, проведенные специалистами лаборатории архитектурной акустики и акустических материалов Научно-исследовательского института строительной техники Российской Академии Архитектуры и строительных наук, кафедры древесиноведения Московского государственного университета леса. Эксперты высоко оценили акустические свойства выбранного для реконструкции и реставрации материала, в том числе его способность дать поддержку основным чистым тонам в диапазоне низких частот и обеспечить необходимое богатство тембра музыкальных звучаний.

Ольга Грачёва